Американец (хм, ну может и американец, чего в жизни не бывает) вообще ничего не понял, о чем фильм и почему он такой захватывающий для родителей его жены.
В наших интернетах кино разобрано досконально, и есть очень хорошие рецензии.
Фильмы Рязанова, среди которых "Ирония" занимает возможно центральное место, о своеобразном, необычном мире СССР времен "Застоя", о Великом Штиле эпохи Брежнева. И очень специфическом поколении людей - добрых и тихих ультраконформистов, естественных обитателей этого мира. Они в этой Матрице родились и выросли. Им кажется естественным, что чтобы что-то сделать, надо спросить разрешения. Они не могут принимать самостоятельно даже самые личные решения. Герой Мягкова, вроде бы нормальный дядька с хорошей карьерой, чтобы жениться должен спросить разрешения у мамы. Мама (из совершенно другого поколения, того которое в молодости брало Берлин, а в расцвете сил строило гэсы, осваивало целину и запускало Гагарина) его любит и очень-очень тактично отказывает ему в выдаче лицензии. Бедному мальчику чтобы справиться со стрессом нужна поддержка друзей (таких же как он, выражаясь языком моего поколения, лохов) и много-много алкоголя. И дальше - основной мотив вселенной Рязанова: человек как беспомощная жертва обстоятельств и манипуляций каких-то высших сил. Кто-то решил, в какой квартире он должен жить, что есть и во что одеваться. Не заставляйте его принимать решения, скажите ему на ком он должен жениться и вообще что делать, дайте ему пайку, почешите за ухом и он вам мило споет под гитару.
Есть интересный (хоть и далеко не такой талантливый) сиквел с Хабенским и Безруковым. Два сверхчеловека, - мои ровесники, дети героев Рязанова, насмотрелись фильмов про Терминатора и теперь отправляются в прошлое, чтобы все исправить.
Очень, кстати, характерный ход - вся современная русскоязычная культура переполнена горькой досадой за глупости, слабости и грехи предков и горячим желанием найти ту волшебную палочку, с помощью которой можно вернуться назад и починить историю. Все эти книжки про попаданцев и современные фильмы о войне.
Ну и да, показаны мы, чья молодость пришлась на 90-е, как есть, без художественного таланта, но правдиво и точно. Всего того, что не хватало Ипполиту и Жене, самостоятельности и умения принимать решения, их детям "насыпано с горкой". Например, Лукашин-младший в сиквеле пьет водку, как и его отец, но мотивация совершенно противоположная, у него не причина, а цель: он хочет помочь отцу, он принимает решение - и тут же его реализует, сам, своими руками готов разбираться с реальностью.
И схватка за петербуржскую невесту между сыновьями происходит совсем не так, как между отцами.
Еще характерный штришок: обязательное в постсоветском кинематографе появление ментов. Лукашин-старший при виде милиции небось заикаться бы начал, но для Лукашина-младшего это "рабочий момент", который, конечно, не может его остановить на пути к цели.
В общем, другой мир - другие песни.
"Кто летит в Ленинград?"