dysto (dysto) wrote,
dysto
dysto

Category:

графоманское

Тут Ужас-Голос интересно рассуждает про наступление аграрного века.
Как по мне - неубедительно.
Во-первых, разница образов жизни тут скорее количественная, прогресс - инкрементальный.
Охота - найти зверье, догнать, завалить деревянным и каменным оружием, потом не отдать добычу конкурентам из других видов - и все это в регулярном режиме? Да ну. Побегал по лесу день, два, неделю, потом сломал мизинец и привет. Так что сдается мне, что косуль и кабанов изначально ели только в случае большой удачи, а рабочим вариантом была всякая более доступная мелкая дрянь, змеи-лягушки-мыши там. Хорошо могли жить те, кто находил крупное стадо травоядных и ухитрялся его не распугать и регулярно отгонять хищников. И тут уже полшага до образа жизни пастухов и кочевников. Добавить прирученных собак и верховую езду - и вуаля.
Собирательство - тем более. Растения и грибы растут во вполне определенных местах и имеют вполне понятный жизненный цикл. Созрел урожай - пошли собрали, да что там, чернику или белые грибы до сих пор так собирают. Опять-таки, тут не надо много ума чтобы догадаться поселиться рядом с местом, где что-то полезное растет, и урожай оберегать, отгоняя конкурентов. А там глядишь и научились вместо того, чтобы селиться возле растений, растения селить возле себя, потом, шаг за шагом - помогать им расти. И между прочим прогресс в этой области еще длится.
Во-вторых, Ужас-Голос пишет мол аграрные технологии принесли иерархию. Опять-таки - спорно. Очень. Когда людей мало нет понятия иерархии, есть только имена и уникальные личные качества у каждого. Иерархия - это следствие формализации отношений, которая происходит от большого количества людей, вынужденных жить рядом.
А так - давайте заглянем в источники, насчет иерархии. Солон поделил афинян на четыре класса, по ежегодному доходу, измеряемому некими стандартными мерами зерна (или эквивалентным количеством масла или вина). Одна мера - это около 40 кг зерна. До 200 мер, то есть до 8 тонн - это беднота, от которой особо ничего не ждут, и прав у них минимум. От 200 до 300 мер, от 8 до 12 тонн - это средний класс, у них прав больше и они должны купить себе металлическое оружие и служить в войске пехотинцами-гоплитами. От 300 до 500 мер, от 12 до 20 тонн - это уже обеспеченные люди, они должны содержать лошадь и соответственно служить в кавалерии. Свыше 20 тонн - элита.
Бросается в глаза три обстоятельства.
Первое - что древние афиняне в целом жили богато. Восемь тонн зерна в год на семью, которые они считали порогом бедности - это реально очень неплохо даже по современным меркам.
Второе - что разрыв между бедными и богатыми был совсем небольшой, верхняя и нижняя планка различалась всего в два с половиной раза. По количеству - насколько помню у греков стандартным соотношением пехоты и конницы было 10:1, т.е. людей второго класса доходов было в десять раз меньше, чем третьего. То есть видимо в первом приближении можно считать, что в полисе людей первого класса были десятки (если бы единицы их бы не выделяли в отдельный класс, если бы сотни - из них выделили бы еще более высокий класс), второго - сотни, а третьего - тысячи (четвертый класс видимо никто особо не считал, толку их считать-то, если у них даже оружия нет?) И можно уверенно предполагать, что почти все эти люди вели очень близкий образ жизни, а вся разница сводилась к каким-то простым и очевидным обстоятельствам - физические и психологические кондиции, лучший/худший участок земли и т.п.
Третье обстоятельство - это существование олигархов. То есть совсем небольшого числа сверхбогатых людей. К числу которых судя по всему принадлежал сам Солон. И тут все совсем-совсем по-другому, они отличались от остальных не тем что они более усердно пахали или им достался более плодородный участок. Они не пахали, они торговали. Морская торговля давала совершенно другой уровень дохода, просто немыслимо огромный. Всадник мог быть вдвое богаче гоплита, но купец мог быть богаче всадника и в двести, и в две тысячи. Полагаю именно отсюда взялась настоящая иерархия. И храмы со складами, да, и система безопасности - от физической охраны до всяких там религиозных табу.
Subscribe

  • санкции по ошибке (Songs of experience)

    Какие интересные новости. Оказывается, мусарня при подготовке решений по санкциям против "воров в законе" делала ошибки в фамилиях, в местах рождения…

  • Микролюта Скуратов

    Медведев пытается занять позицию злого следователя, опричника государева. Не сидится ему за печкой, хочет о себе напомнить :) "Царь-батюшка, не…

  • RIP :(

    Одно из знакомств, которые становятся вехами в жизни. Вообще-то я не сентиментален, все там будем, но сейчас зацепило - потеря. Украина имела шанс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • санкции по ошибке (Songs of experience)

    Какие интересные новости. Оказывается, мусарня при подготовке решений по санкциям против "воров в законе" делала ошибки в фамилиях, в местах рождения…

  • Микролюта Скуратов

    Медведев пытается занять позицию злого следователя, опричника государева. Не сидится ему за печкой, хочет о себе напомнить :) "Царь-батюшка, не…

  • RIP :(

    Одно из знакомств, которые становятся вехами в жизни. Вообще-то я не сентиментален, все там будем, но сейчас зацепило - потеря. Украина имела шанс…