Тут кстати старый текст на ту же самую тему.
Выглядит-то оно именно так, только суть явления, конечно, люди не поняли. Одно дело, когда про неустранимые различия между гиликами и пневматиками рассуждает какой-нибудь римский патриций эпохи Траяна ("Что есть телесные удовольствия (выплевывает паштет из соловьиных языков)? Ничто. Главное - потребности духа"). Совсем, совсем другое когда про свое превосходство над мещанином рассуждает совдеповский интель в штопаном свитере, которого этот самый мещанин только что вытолкал из очереди за колбасой ("куда прешь, очки? За мной сказали не занимать").
Вообще крах советского мировоззрения, вернее, попыток таковое создать, хорошо виден по характерным героям эпохи. К которым техническая интеллигенция вовсе не относится. Я бы выбрал для будущей скульптурной композиции "реквием по мечте рабочего и колхозницы" в качестве моделей пару: Юлию Друнину и Бориса Щербину.
Друнина - эталон экзальтированной и талантливой столичной барышни-"лирика". Поэтесса верила в коммунизм, но так и не смогла написать о мечте, на всю жизнь застряла на войне, среди "грязных теплушек" и "кирзовых сапог".
Второй - Щербина, как образцовый советский "эффективный менеджер". Он наоборот, инженер, пробивной провинциал, человек действия. То светлое будущее, которое Друнина должна была вообразить, он должен был построить. И даже построил многое, нефтегазовый комплекс Западной Сибири во многом его заслуга, но в итоге весь остаток жизни мотался по огромной стране от одной катастрофы к другой, отчаянно пытаясь остановить надвигающийся хаос.
Оба увидели неотвратимо надвигающийся конец своего мира и осознали его, оба умерли фактически вместе с ним.