Пока у нас тут идет кровавая борьба за коксовые батареи имени XXII съезда КПСС, Люди начали штурм рентгеновского диапазона. 8 (восемь) нанометров на повестке дня.
Стоимость каменотесных заводов (кто-то из великоимперских геостратегов отлил в граните: "большие запасы кремния в Калифорнии позволили создать там передовую промышленность") растет беспрерывно и пугающими темпами, каждое следующее поколение дороже предыдущего в разы. Сейчас это 10-15 миллиардов долларов. Одна железка размером с половинку футбольного поля, которая всего-навсего выдает лучик с нужными параметрами - это несколько сотен миллионов, выпускает такие штуки в мире полторы фирмы. Или другие железки, контрольно-измерительные, делает широко известная в узких кругах контора с шестью тысячами сотрудников, это еще сотни и сотни миллионов. На кону так много, что планирование на годы, контроль поставщиков и подрядчиков жесточайший. И где-то на заоблачном корпоративном верху постоянная Игра - выяснение кто что может, кто что контролирует и кто от кого зависит. Чтобы производитель одних шпунтиков мог купить производителя других, нужно благословение богов, Интел может милостиво кивнуть головой, а Самсунг сказать "нет" - и усе, жаловаться можно разве что в Спортлото.
Идея Трампа указывать корпорациям что им где строить вызывает легкое недоумение. Идея что какие-то туземные вожди позовут на подвиг добровольцев-комсомольцев, встанут на трудовую вахту и сделают импортозамещение - смех до слез "чувак, ты не заливаешь, они так и сказали? ну ваще!".
Кстати о трудовых вахтах. Человек достиг, как я понял, максимума, которого можно достичь, занимаясь исключительно наукой и техникой, от руководства людьми он отказался категорически, не его это. Жена тоже из академии, перешла в бизнес и взлетела в этой иерархии высоко. Два доктора наук, детей нет. Ипотека строгого режима "страшно подумать что будет если кто-то из нас потеряет работу".