dysto (dysto) wrote,
dysto
dysto

телега vs. дорога

Пишут, HyperLoop заключила договор о постройке сверхскоростной транспортной системы между Абу-Даби и Дубаем.
Не знаю, что там будет конкретно с этой системой и этой технологией, но скажу пару слов про транспорт вообще. Транспорт, пожалуй, оказывает наибольшее влияние на образ жизни. В его развитии есть глобально два направления: можно вкладываться в развитие транспортных средств, а можно вкладываться в развитие инфраструктуры. Первый путь - это от бедности и разобщенности. Первая характеристика отсталой страны, раздираемой противоречиями - плохая дорожная сеть и бездорожье, по которому можно передвигаться только на дорогих внедорожниках, а еще лучше - танках, а еще лучше - на вертолетах. Ну и наоборот, развитые страны характеризуются хорошими дорогами, по которым могут ездить и достаточно скромные машины. Для этого нужен большой капитал, долгосрочное планирование и умение согласовывать постройку дорог со всеми, по чьим землям они проходят. Само собой, это не только о дорогах, это обо всех видах транспорта. При Совке построили, например, трубопроводы. И рассказывают, что когда стал вопрос о "Дружбе", председатели и секретари сельсоветов были по приказу ЦК вызваны одномоментно в Москву с печатями, где им было в ультимативной форме велено подписать землеотводы. Сейчас невозможно проложить даже коротенькую ветку, и дело даже не в инвестициях, там есть архивыгодные варианты, под которые инвесторы и кредиторы сами прибегут по щелчку. Но абсолютно непроходим путь согласований со всеми заинтересованными сторонами: сельсоветы и райадминистрации, НАКи и министерства, не говоря уже о всяких надзорах-прокурорах, - нет, дурных нема за такое браться. Ярчайшим проявлениями этого упадка являются блок-посты. Блок-пост, понятно, это способ перерезать построенную когда-то более развитыми людьми дорогу, врезать в трубу краник, затормозить движущееся, испортить хорошее, испачкать чистое, убить живое (что там Фромм писал насчет человеческой деструктивности?...)
С точки зрения технологической символом первого подхода, пути бедности и вражды, являются авиация и космонавтика. Это именно крайность: сверх-сверх-сверхдорогое транспортное средство, которому вообще не нужны дороги, и которое, что характерно, возникло как побочный продукт военных технологий. Кто-то задал ехидный вопрос: а вот с чисто коммерческой точки зрения все эти циклопические капиталовложения в гражданскую авиацию (про космонавтику молчим-молчим-молчим), они имеют шанс когда-нибудь окупиться? Лично я - сильно сомневаюсь.
Между тем дороги-мосты-каналы-трубопроводы и прочие ЛЭПы имеют колоссальную отдачу, китайцам приписывают поговорку "дорога рождает богатство". Но для этого, естественно, надо иметь волю и возможность их строить.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments