Опыт Украины действительно очень, очень специфический. Большие хорошо организованные государства, соблюдая законы, педантично выполняя требования всяких инструкций и предписаний наркоматов и рейхскомиссариатов, творили жуткие вещи, - и продолжают творить. С другой стороны, опыт анархии и безвластия вполне положительный. Процветанием эти периоды не отличались, но и никаких ужасов тоже не случалось - в отличие от периодов имперской "стабильности". А наилучшие годы, что характерно, пришлись на правление слабого Ющенко, когда начальники в основном занималось тем, что отменяли и блокировали решения друг друга.
Украина - живое экспериментальное опровержение тезиса о благотворности монополии государства на насилие. Эта самая монополия неоднократно приводила к последствиям просто чудовищным, а ее отсутствие никогда не тянуло на катастрофу.
И чтобы два раза не вставать. Сколько людей погибло во время великого якобинского террора? Десять тысяч, пятнадцать? Точно не более двадцати тысяч. А потом этот хаос прекратился, Наполеон пришел, порядок навел. И под одним только Бородино французов легло вдвое больше.