dysto (dysto) wrote,
dysto
dysto

Categories:

мавзолей

Галковский сделал мощный наброс про мавзолей Ленина.
http://galkovsky.livejournal.com/212701.html
http://galkovsky.livejournal.com/212777.html
Пишет, что мавзолей и мумию в нем нельзя трогать, поскольку Ленин был великий человек, с мавзолеем связана самая славная страница истории, именно возле мавзолея бросили нацистские знамена на параде победы, в развитых странах отношение к мавзолеям спокойно-уважительное и вообще это все история, воевать с призраками прошлого недостойно и для души саморазрушительно
Галковский, конечно, пытается жестко манипулировать в главном: мавзолей - никакое не прошлое. И ссылки на Людей - лукавство, чтобы не сказать издевательство.
Он приводит в пример мавзолей Гранта.
под катом многабукафф
Мавзолей политика - символ. Символы надо переводить, хотя бы приблизительно. Хотя бы правильно масштабировать стоящий за ними смысл.
Есть два полюса: "неграмотный, провинциальный, восточный" и "образованный, столичный, западный". Один и тот же смысл может выражаться совершенно разными символами. Если сказать "большой начальник едет на работу", то обитатель одного полюса представит себе величественную процессию из десятка слонов с мигалками на голове из настоящих сапфиров, рубинов и изумрудов, другого полюса - приветливого седого джентльмена с газетой в электричке. Если сказать "невероятно дорогая одежда", то житель одного полюса будет иметь в виду нечто ядовито-кричащих цветов с большим количеством золотого шитья и бриллиантов, другой вполне может иметь в виду белую футболку, на которой белой же гладью вышита небольшая надпись - фамилия дизайнера. В понятии одних еда тем лучше, чем больше в ней соли, сахара и калорий, в понятии других хорошая еда - свежесорванные овощи и зелень и только что выловленная рыба. Один скажет "боюсь, я вас не понимаю" - и чтобы передать смысл в эквиваленте потребуются тридцать три этажа крепкой брани. Ну и так далее. Для одного полюса характерно стремление сделать символы настолько тихими, бледными и малозаметными, насколько позволяет задача передачи смысла. Для другой наоборот, чем ярче, резче, больше и громче, тем лучше.
Ну и естественно с политическими символами все то же самое. То есть они-то и нуждаются в переводе более всего. Где-то победившему политику поставят золотую статую и будут ей кланяться, до крови разбивая лбы. А проиграшего предадут всяким издевательствам перед казнью и в родовой усыпальнице устроят публичное отхожее место, как в Ливии поступили с Каддафи. Совдеп конечно не Ливия, большевиков не хватило на то чтобы устроить нужник в Петропавловском соборе, но Николая с семьей убили нехорошо, пристрелили в подвале без суда и следствия, а с другой стороны Ленина-победителя засыпали похвалами и почестями как средневекового падишаха, от мавзолея и переименования второго по величине города до статуй и портретов в каждом селе.
Так вот, оценивая значение мавзолея Гранта как символа, сравнивая его с мавзолеем Ленина, надо умножать на правильный коэффициент. Что для американцев мавзолей в нью-йоркском парке? Чтобы было понятнее, можно вспомнить, что проигравший Роберт Ли покоится у в семейной часовне в провинциальном Лексингтоне, и лишь столетие спустя после смерти с него официально сняли опалу и поражение в правах. По их меркам символ очень, очень большой и так сказать мощный. В советском эквиваленте - вполне ленинский масштаб. Оно и понятно - с именем Гранта связано окончание Гражданской войны, главного события их истории, оттуда есть пошла Америка которую мы знаем, политический, экономический и идеологический облик сформировался именно тогда, и Грант стал лицом этой победы, этого выбора, сделанного нацией. Ну по крайней мере одним из лиц.
Так что история с мумией Ленина и его мавзолеем таки да имеет значение. Вопрос - какое?
Галковский подводит примерно к такой мысли: "это часть истории русского народа, в которой было и хорошее, и даже великое".
Но это не "часть истории, в которой было и хорошее". Мавзолей входит в комплекс зданий и сооружений официальной резиденции российской верховной власти, он вписан в кремлевский архитектурный ансамбль и находится на попечении тех же служб, что и рабочий кабинет Путина. А будь он просто "часть истории", его отдали бы в ведение историков, и тех служб которые ведают музяеми. Мавзолей - политическое и идеологическое настоящее. Символ, более чем ясно указывающий на преемственность. Вот с РИ и домом Романовых все ясно - история, да, к нынешним делам имеет примерно такое же отношение как Рюрик и скифы. Другой город, для начала; в нем - музеи, туристы ходят, историки книги пишут. А Ленин, как говорили в моем детстве, с нами, Ленин жив.
P.S. Есть такие шибко практичные и деловитые, которые смеются и машут рукой, мол пустяки то, делать людям нечего, не имеет никакого значения, лучше иди картошки почисть на ужин. К таким отдельный вопрос: если не имеет значения, то чего не сносят и не строят на том месте ТРЦ или паркинг? В центре Москвы говорят с парковкой беда, а тут такое место, просто золотое. Ну или хотя бы - офис для министерства какого? Как говорит Пробежий, хе-хе.
Subscribe

  • играют все

    нравится или нет, уклониться не получится, ничего не делать - это тоже ставка И - да, это Украина: начальство обеспечило вакцины, койки, кислород…

  • санкции по ошибке (Songs of experience)

    Какие интересные новости. Оказывается, мусарня при подготовке решений по санкциям против "воров в законе" делала ошибки в фамилиях, в местах рождения…

  • Микролюта Скуратов

    Медведев пытается занять позицию злого следователя, опричника государева. Не сидится ему за печкой, хочет о себе напомнить :) "Царь-батюшка, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments