Украина не является энергетической сверхдержавой (за исключением некоторой ее части, где есть много угля). Дешевые и высокоэффективные нанополиттехнологии в духе "за нашего любимого падишаха проголосовали 146%, а кто не согласен тот шпион ЦРУ по заданию Моссада на деньги Сороса подрывает устои" для нас уже в довольно далеком прошлом. Собственно, последняя попытка действовать столь грубо и наивно была в 2004 и известно чем закончилась.
В системе три уровня, количественно и качественно очень разных. Более 30 тысяч участков - нижний уровень, 225 округов - второй уровень, Центризбирком - верхний уровень.
На верхнем уровне мухлеж практически исключен. ЦВК у всех на виду - СМИ, политики, иностранцы. Члены ЦВК - большие шишки, за каждым из которых большая сила, большая карьера, обширные связи и возможность обратиться к кому угодно - от прокурора района до ОБСЕ, и быть услышанным. Нагнуть или подкупить достаточное число членов ЦВК, чтобы стали возможны серьезные махинации, практически невозможно. Заметьте, что среди членов ЦВК есть те, кто считал еще десять лет назад, и выдавал Ющенко корочку президента, то бишь совсем не любимчики нынешней власти.
На нижнем уровне мухлевать тоже сложно на самом деле. Для этого нужно огромное количество вовлеченных людей. Каждый из них сможет наколдовать совсем чуть-чуть, в пределах своего участка. И участковая комиссия на виду у местного населения - кумы-сваты-браты-начальство-журналисты и т.д. Все про всех все знают.
Основная вся химия - на уровне округов. Их достаточно мало, чтобы укомплектовать нужными людьми. Их действия уже достаточно весомые, речь уже идет о тысячах голосов, которые можно украсть, есть за что бороться. А по мажоритарке округ и вовсе принимает окончательное решение. И этот уровень хуже всего виден и "сверху" и "снизу". С одной стороны, никакое ОБСЕ и Евроньюс не станет вникать в тонкости свары между местечковыми князьками, возжелавшими мандата на одном и том же округе в Хацапетовке. С другой стороны, "ну, наше село за Х, и соседнее вроде тоже, но в целом район, оказывается, за У, кто знает, может и так, сел много".
Примерно это происходит так. Из УИКа привозят протокол и запечатанные бюллетени. В процессе подсчета - хранения - транспортировки, например, с бюллетенями что-то делают: подмену, вброс, порчу. Потом в ОИКе затевают скандал: смотрите, в протоколе запятая не там стоит! Протокол недействителен! Требуем пересчета! Кстати, ушлый глава УИКа поставит запятую не там просто на всякий случай, да так чтобы никто особо и не заметил (большинство-то членов комиссий самые обычные люди, а вовсе не эксперты в тонкостях процедур), и потом в зависимости от обстановки либо даст этому всплыть, либо пропустит и забудет, или исправит на ходу.
Ну так вот, и приходится пересчитывать. Люди ахают - было же все по-другому, откуда взялись/куда делись те бюллетени, которые мы считали?! Другие возражают - нифига, это вы все подделали, потому и было по-другому, а сейчас будем считать правильно. Ну и ругаются, дерутся. И пересчитывают, и проверяют бюллетени, вот поэтому и длится все так долго.
А если быстро - то значит либо считают честно, либо не считают совсем.