При Союзе строили очень много и очень дешево. Куйгорож полагает это было актом человеколюбия отдельных начальников.
Я так не думаю. То есть человеколюбивые начальники бывали. Но на самом деле они и сейчас встречаются. Даже чаще чем тогда, но с доступным жильем не сложилось. Дело не в них, а в устройстве системы.
Что думаю я.
1) Дешевое жилье - частный случай, при Союзе много чего было такого, чрезвычайно дешевого массового. Все это не об одной отрасли, а о всей промышленности.
2) Гибкость и эффективность производства (и не только производства) находятся в противоречии. Приходится выбирать. Или производим дешево и много, но жертвуем разнообразием и легкостью перемен, или наоборот. Иллюстрация - едущая машина, чем больше скорость, тем труднее маневрировать и делать повороты. Другая иллюстрация - распределение очков между скилами персонажа компьютерной игры, которого можно сделать сильным, но малоподвижным, или наоборот очень быстрым и ловким, но слабым.
3) В советской экономике точка компромисса была очень сильно смещена в сторону эффективности, гибкость же решительно принесли в жертву.
4) Выяснилось, что дело не только в разнообразии потребностей людей, которые хотят платить дороже за возможность выбирать из двадцати видов товара вместо того чтобы платить дешево, ограничившись одним. И даже не в разнообразии и изменчивости объективных условий. А в прогрессе. Гибкость необходима для прогресса, очевидно. Огромный сверхэффективный узкоспециализированный комплекс практически не поддается никаким инновациям и вообще неспособен реагировать на изменения во внешней среде.