Известно, что "дарвинизм" и "теория Дарвина" очень разные вещи, дарвинизм и Дарвин находятся в примерно таких же сложных отношениях между собой, как марксизм и Маркс.
Дарвин и Маркс были современники. А с Ламарком и ламаркизмом все еще сложнее, поскольку он жил еще раньше. Мировоззрение и идеи Ламарка вообще трудны для восприятия современного человека, и то, что сейчас называется "ламаркизмом", сам Ламарк скорее всего счел бы каким-то третьестепенным ерундовым аспектом своего учения, к тому же извращенно понятым.
Мышление эволюционирует, причем грубо и зримо. Вот что я осознал. Между временами Ламарка и Дарвина уже большая дистанция, и еще есть дистанция между временем Дарвина и нашим.
Эта эволюция - упрощение и повышение общей эффективности. Недавно об этом вскользь писал Галковский, но, признаться, я не сразу оценил: Мышление человека даже конца 19 века проходило примерно так: «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай» 35 «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай» + «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай» 22 «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай» = «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай» 57 «калтонай-малтонай, ширин-вырин мордехай».
Сейчас человек думает так: 35+22=57. Это гораздо быстрее.
От себя добавлю две вещи:
1) У наших предков этот "калтонай-малтонай" вызывал мощнейшие эмоции. Тех еретиков, отщепенцев и шпионов, которые считали, что не "калтонай-малтонай", а "малтонай-балабай", ловили, пытали и истребляли страшными казнями, и искренне полагали что борьба с балабайской заразой намного, намного важнее, чем собственно 35+22=57 - с этим-то никто особо не спорил, ну не идиоты же они были. Получение полезных и разумных, с нашей точки зрения, результатов, было зачастую побочным продуктом яростной борьбы между малтонаистами и балабаистами, малозначимым с их точки зрения.
2) Эволюционное упрощение и избавление от абракадабры происходило постепенно и, видимо, происходит сейчас. Еще тридцать лет назад вышеприведенный пример был бы примерно таким: "Для трудящихся Советского Союза в их борьбе за мир число 35 имеет исключительно важное значение. А о замечательном числе 22 Энегльс в своей работе "число 22 и освобождение пролетариата" написал, что оно важно не менее других чисел. Поэтому, товарищи, идя навстречу XXVII съезду КПСС, советские ученые сложили 35 и 22 и получилось 57. Это очень ценный результат для народного хозяйства и выполнения Продовольственной программы". Помню как я, дитя 70-х, объяснял дитю 00-х кто такой Ленин. Ушло минуты три-четыре, в течение которых дите 00-х успело отправить СМСку подружке и закачать клип Рианны :) наверняка для нее 99% произнесенного мною текста слышалось как абракадабра и калтонай-малтонай. При этом суть поняла.
И вот что: сейчас уже ИХ время. Похоже, они обладают способностью эффективнее, по сравнению с нами, думать. Многие нынешние холивары уже лет через пять будут попросту непонятны, как сейчас нормальному современнику непонятна суть пререканий между монашескими орденами в 13-м веке, показанными Умберто Эко в "Имени розы".