Была как-то со мной такая история. Иду по одной из центральных киевских улиц. Из окна на втором этаже одного из домов высовывается старушка и начинает кричать что ей плохо и просит помочь. Подхожу, пытаюсь спросить что случилось, она в неадеквате продолжает орать. Звоню 03. "Ну, что?!" - голос в трубке такой злой, как будто там мой враг и давно ждал моего звонка. - "Старушка в окне, кричит, плохо ей" - грохот яростно брошенной трубки и тишина были мне ответом. Звоню 02. Меня вежливо выслушивают, уточняют адрес, потом спрашивают, что, собственно, я хочу от милиции? Я начал тупить (ну как-то неожиданно все это, иду по своим делам, а тут такое) и выдвигать разнообразные идеи: залезсть в окно, выломать дверь и т.д. На что последовал вежливый, но твердый ответ, что милиция этого делать не будет. Совсем растерялся, спрашиваю: и что делать-то? Тетенька в трубке предложила мне поискать родственников старушки. Иду в подъезд, нахожу нужную дверь, звоню, старушка не открывает, зато из соседней двери появляется сосед, замученный такой, говорит: отбой и хеппи-энд, у нее шизофрения, всех кого можно к ней уже вызывали, покричит и успокоится, иди своей дорогой.
Другая история, с плохим концом, широко известна: когда был взрыв газа в доме в Днепропетровске, оперативные службы ехали черт знает сколько времени, поскольку на звонки со сбивчивыми рассказами людей о взрыве диспетчера реагировали примерно так же: кто заболел, какие симптомы? никто не заболел? так чего в скорую звоните? Совершается преступление? Нет? Так чего милицию беспокоите? ну и т.д.
Жуть вообще-то, что у нас десятки тысяч людей гибнут ежегодно из-за того, что не получили вовремя помощь. Тут дело не только и нес только в том, что человеку, ставшему свидетелем или участником ЧП, приходится соображать, в какое ведомство звонить и что говорить. Проблема структурная: диспетчерские службы входят в состав этих ведомств и подчинены им, ну а грязная, рискованная и ответственная работа никому не в радость, само собой, с их точки зрения лучше на входе отбиться от лишней головной боли.
И именно из-за корпоративных интересов ментовки, минздрава и прочих и тормозится совершенно очевидное решение с отдельной независимой диспетчерской службой с единым номером. Диспетчер принимает звонок, выясняет что произошло и говорит не "вы звоните не туда", а "соединяю с тем, с кем надо", и тот, кто надо, не имеет более возможности съехать с темы.
Кстати говорят наш главный народный страдалец Луценко в бытность министром усердно блокировал создание независимой диспетчерской службы с единым номером.
"Если звезды загораются, это кому-нибудь нужно". Просто так ничего не происходит, везде есть чей-то интерес. Даже самая простая, человеколюбивая и разумная инициатива означает, что кого-то надо ломать через колено.