dysto (dysto) wrote,
dysto
dysto

Category:

китайцы и американцы - вершки и корешки

Опять во френдленте ссылки на предстоящее доминирование Китая, как на уже само собою разумеющийся факт, как астрономический расчет завтрашнего восхода Солнца.
Вспоминаю русскую сказку про медведя и хитрого мужика, которые вместе растили урожай, а потом его делили, и бедному медведю бедному все время доставалось не то: если вершки, то от репы, если корешки, то от пшеницы.
У Войновича в "Чонкине" есть такой персонаж селекционер-мичуринец, который все пытался вырастить чудо гибрид картошки и помидора, с вершками от помидора и корешками картошки, и назвать его ПУКС (Путь к социализму), а получалось у него наоборот - вершки от картошки, а корешки от помидора.
Рост ВВП бывает разный. И бизнес вообще бывает разный. За формализмом цифр частенько не видна суть.
Произвели, привезли и продали бутылку шампуня, потребитель купил и голову им моет. Товар-деньги.
Произвели, привезли и продали бутылку газировки, потребитель купил и выпил. Все просто.
Ну или например человек купил лезвие для бритвы и бреется, ну или там гамбургер купил и съел.
Полный цикл:сделали, употребили, деньги прошли из конца в конец достаточно быстро. И еще: есть, пить, бриться и мыть голову надо всегда, хоть кризис, хоть глобальное потепление, хоть похолодание, хоть вторжение инопланетян. Поэтому всякие там Проктер-энд-Гэмблы, Кока-колы, Жилетты и прочие Макдональдсы кризис отстояли на одной ноге.
На рынок они заходят грамотно и основательно, имея за плечами колоссальный опыт, тщательно разработанные планы и достаточный капитал.
С другой стороны, наблюдаю попытку некоей китайской компании зайти на украинский рынок с коммерческой техникой, большие такие железяки с колесами и дизельным двигателем. У них там в Поднебесной заводик, который штампует небольшое количество тысяч штук в год.
Как их продать? Товар-деньги, все просто? Нет. Это - не потребительский товар. Покупатель не является потребителем, он предоставляет при помощи упомянутых железяк услуги. Нужны многие годы, чтобы в действительности завершить процесс по бессмертной формуле "товар-деньги", когда конечные пользователи наконец-то оплатят работу всей цепочки, начиная от руды.
Говорят: мы на самой железке не собираемся много маржи брать, мы потом на сервисе и запчастях заработаем. Ну да, ну да, вот только деньги хотят сразу, причем желательно предоплату. Между потребителем, который получает свою потребительскую пользу в течение многих лет, и производителем, которому деньги нужны сразу, неизбежно возникает глыба "тяжелого" капитала. Кредитного или акционерного, требуется большое доверие и много денег. Если такой капитал есть, и есть умение его правильно употребить, то да - можно создать армию потребителей, которых потом много лет доить - проценты, страховки, ремонт-обслуживание. Но это требует многолетних усилий, большой работы по окучиванию рынка и этой самой глыбы капитала. Долгосрочная стратегия в данном случае плохо совместима с желанием поскорее толкнуть партию товара за живые деньги.
А еще этот бизнес очень рискованный, очень зависит от экономического цикла. Если дела идут плохо, можно обойтись без покупки новых железок, тем более не совсем понятно когда и как удастся окупить их стоимость, и удастся ли вообще.
Китай производит в страшных количествах всякое оборудование, машины и т.п. Это чрезвычайно рискованный бизнес, в таких масштабах. Он требует колоссальных объемов "потребительского" капитала, и при малейшем кредитном сжатии вся эта махина опрокинется: не нужны железки, не нужны станки на которых делаются эти железки, и т.д.
Американские корпорации очень хорошо понимают, где надо брать вершки, а где корешки, и крепко держат за собой "вкусный" бизнес: бытовую химию, газированную воду, жвачки, лампочки. Железки длительного инвестиционного пользования тоже, но не все и по-умному, с адекватным количеством капитала: самолеты, комбайны. Китайская экономика - классическая пирамида, в то время как американская покоится на несокрушимом фундаменте. Важна не мимолетная цифра текущего денежного потока, а реальный конечный спрос на товар, не сколько купили, а сколько использовали. Сколько китайцы произвели машин? Впечатляет? Нееет, сегодня производят, завтра остановили конвейер, как на автовазе. А вот сколько во всем мире выбросили окурков "Мальборо"- это  впечатляет по-настоящему.
Subscribe

  • Ктулху фхтагн!

    "Рада нацбезпеки і оборони розгляне ситуацію в банківському секторі в Україні." Эх, вот бы начать на серьезных щах рассматривать идею разделения…

  • нестяжание

    Дерипаска призвал мир сократить потребление. https://lenta.ru/news/2021/09/09/stop_consuming/ Говорят, Настя Рыбка будет послом доброй воли ООН и…

  • странно и тревожно

    Под маленьким грузовиком провалилась дорога. Кличко говорит, водитель виноват. То есть, выходит - виноват не Ермак? Не понимаю как такое возможно.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments