Соответственно обнаружил у себя некоторые признаки снобизма по отношению к предпринимателям, работающим в благополучных странах. Японское чудо, немецкое чудо, китайское чудо, корейское чудо - ага, откройте мне кредитную линию на японских условиях и я вам покажу что такое настоящее чудо.
Сегодня прочитал интервью одного умного дядьки
Сильно ли кризис в вашей стране «подчистил» бизнес? Много ли предпринимателей в результате кризиса ушли с рынка, разорились? Можно ли всех выживших и спасенных назвать безусловно успешными? Государственная поддержка, огромные долги, неэффективная пролонгация кредитов... Множество не предпринимательских факторов. Такого рода кризисы – вообще, не очень естественная среда для предпринимательской деятельности.
Успешный бизнесмен, конечно, должен соотносить свое дело с внешним ландшафтом, но он существует в определенной системе правил. И приспосабливаться к их неестественным изменениям – в общем-то не его задача. Меня удивляют люди, которые призывают предпринимателей быть гибче циркового гимнаста. С какой стати? Это все равно, что придти к хирургу, отобрать у него скальпель и сказать, что теперь он будет оперировать руками. Не уверен, что, согласившись, он будет считаться хорошим врачом. В целом, я говорил о том, что в кризисной среде выживание – зачастую не результат предпринимательской деятельности. Инстинктов, связей, мужественности, трусости, собранности – но не бизнес-таланта.
- и задумался, что вероятно я не прав.
Да, сравнивать их и нас - это сравнивать породистую орхидею и лишайник. Да, насчет выживать на голых камнях - 26% годовых, десяток проверок в месяц, никакого возврата НДС, план по штрафам, план по налогам, - тут любой эмбиэй заплачет, а мы живем. НО! У орхидеи, несомненно, есть куча преимуществ перед лишайником, причем, возможно, она их имеет гораздо больше и гораздо более важных, и абсолютно лишайнику недоступных. И если например случится удача, климат улучшится - лишайник орхидеей не станет. Специфические навыки, которые помогают выжить тут, окажутся бесполезны в нормальных условиях - нормальному рынку плевать на твое умение плавать в бассейне с крокодилами и "конкретно решать вопросы" (с), он спросит какой новый продукт ты придумал, какой новый более эффективный способ чего-нибудь произвести ты изобрел. И может статься, так и останешься никому не нужным лишайником в красивой оранжерее.
В задумчивости.