dysto (dysto) wrote,
dysto
dysto

Categories:

про грузовики в WWII и снова про США


Сначала ссылка на превосходную работу А. Исаева, где в частности разбираются причины поражений РККА в начале войны:
http://militera.lib.ru/research/isaev_av1/
Ключевой тезис: советские танковые соединения были перегружены танками и имели катастрофически мало автотранспорта. Танковые армады ничего не могли без поддержки пехоты и артиллерии, без подвоза топлива, боеприпасов и прочего. В немецкой армии вторжения на десять солдат приходился один автомобиль (420 тыс. машин на 4,2 млн. человек), что давало ей критическое преимущество в маневренности. Качественное превосходство также было внушительным: основным советским грузовиком была "полуторка" ГАЗ-А, аналог современной "Газели" грузоподъемностью всего полторы тонны, у немцев основной рабочей лошадкой был Опель Блитц грузоподъемностью 3 тонны.
Сталин назвал как-то Вторую Мировую войну "войной машин".

По ходу замечание: "полуторки" ГАЗ-А производились по фордовской лицензии. Американцы помогли поставить производство. Трехтонные грзуовики ЗИС-5 в СССр выпускались, но в совершенно недостаточном количестве. И тоже по американской лицензии. А по какой же еще? Не по монгольской же.

Теперь о том, что было дальше:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B7
По ленд-лизу в числе прочего было получено 375 тыс. грузовиков. Огромная величина. Например, знаменитая "Катюша" была на базе Студебеккера. Это позволило создать крупные механизированные соединения, которые во второй половине войны перемололи основные силы Вермахта.

Также поставили очень много другого чрезвычайно важного, ну а поскольку я имею особенную слабость к транспорту и склонен всячески преувеличивать его роль :) то отмечу 1900 паровозов (в 2,4 раза больше, чем было выпущено за годы войны в СССР) и 11 тыс. вагонов (более чем в 10 раз больше, чем было выпущено в СССР). Учитывая огромные расстояния между фронтами и основной производственной базой на Урале и Поволжье, роль жд транспорта была сверхкритической.
Значение этой помощи просто ошеломляет. Любые размышления на тему "а если бы..." (если бы США заняли позицию "нас европейские свары не касаются" или еще хуже стали бы помогать ТОЙ стороне) быстро приводят к выводу - тогда были бы кранты. Особенно если вспомнить про роль синтетического бензина в промышленности и армии Германии. Немцы потратили титанические ресурсы на строительство заводов искусственного топлива, которые союзники разбомбили в 1944. Если бы была хоть доля правды в паскудных советских обвинениях "мирового империализма", если бы немцы могли купить в США или еще лучше получить по ленд-лизу нефть или топливо - брррр...
А еще СССР не отдал долги по ленд-лизу. Тоже характерно.
В свете всего этого, как относиться к тому, что несли при совке в адрес США? И к плакатам "фашисты вон!", которыми встречали американские корабли коммуняки на учениях в Крыму? Какие уроды они все-таки, эти коммуняки.
Tags: СССР, США, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments