http://www.livejournal.ru/themes/id/19392
что мол нечего тут строить из себя потомков графов, кавалергардов и прочих камердинеров, когда все мы родом из совка.
Тема "от кого мы произошли" весьма щекотливая.
На самом деле подавляющее большинство нас - потомки людей, имеющих какую-то историю. Историю, как же так случилось, что когда все вокруг умерли, дедушка выжил. В первой половине 20-го века рутиной была смерть, а жизнь была исключением.
Мы - потомки не некоего советского "мэйнстрима", а этих исключений. Почему погиб в 1941 обычный парень 1922 г.р., объяснять не надо. Надо объяснить, как его ровесник ухитрился выжить.
Рядовой пехотинец или танкист, который был сонзательным коммунистом и рвался на передовую - много ли таких имеют сейчас живых потомков?
Истории выживших, увы, весьма далеки от героических. По определению никто не ложился на амбразуру, не подрывал себя с вражеским танком, не таранил вражеский самолет. Кто-то попал в тыловую часть. Кто-то не прошел по здоровью или закосил. Кто-то так усердно стучал, что молох репрессий прошел мимо. Кто-то спер ящик консервов во время голодухи. Вся рота легла, а этот как раз был в госпитале. Вся деревня от голода вымерла, а эти ухитрились спрятать заначку, которую бдительные товарищи не нашли. Или записались в партию и получили свою пайку. Немецкий врач сжалился и дал лекарство. Ну и так далее.
Этот культ Победы в послевоенные годы, бесчисленные памятники, ритуалы, книги - что как не плохо завуалированное чувство вины перед погибшими. Есть и благородные, хорошие истории - например, про пулю, попавшую точно в медаль. Но их меньшинство. А какие-то истории есть у всех.
Так что неверно, будто мы все из совка, наоборот, - мы все из его исключений.